Какой я вижу школу будущего

“Какой я вижу школу будущего”

Что должно меняться в любом предмете? В первую очередь, то, что не устраивает нас сейчас. Поэтому я считаю, что все изменения в школе будущего будут связаны с недостатками сегодняшней школы.
Проблем множество, пути решения ищутся, но мне в руки дан самый мощный инструмент – возможность добавить то, чего нет, и может, никогда и не будет, вещи, которые не созданы, и, возможно, не будут созданы никогда.
Но давайте по порядку. Проблемы с дисциплинами на уроке? Имеется. Мне, как человеку спокойному и внутренне уравновешенному, трудно повышать голос, высказывать претензии, заставлять учиться. Этого и не должно быть в школе будущего. Ученик, нарушающий дисциплину, вредит не только себе и учителю, но и всем ученикам класса. То, что сейчас только начинает развиваться – дистанционное обучение – вытеснит собой традиционное. В виртуальном классе трудно дернуть впереди сидящую девочку за косичку, пустить бумажный самолетик, толкнуть соседа по парте или просто поговорить с ним. Можно возразить, но ведь теряется личное общение с учителем, где гарантия, что ученик вообще будет слушать его, а не оставит компьютер (или что там будет в будущем) включенным, а сам уйдет по своим делам? Тут уже вопрос не столько дисциплины, сколько воспитания. Нравственность человечества в будущем будет куда как выше, для ученика будет достаточно просто осознания того, что ему необходимо получить образование. “Фантастика!”, – скажете Вы? “Школа будущего”, – отвечу я.
Конечно, не все можно заменить обучением через расстояние. Межличностное общение учеников между собой, с учителями, не заменит ни что. Повышение нравственности было достигнуто введением занятий, посвященных этой тематике. Причем на занятия ходили не только учащиеся, но и их родители, ведь школа – лишь часть жизни ребенка, семья  – всегда неотъемлемая часть этой жизни.
Извечный вопрос: “Нужна ли школьная форма”. Позиции противоборствующих сторон понятны, либо утрата индивидуальности, либо единообразие и красота внешнего вида. Но что, если не вдаваться в крайности? Ведь можно не ограничивать школьную форму пережитками советской школы, белыми фартуками, брюками и пиджаками. Школьная форма – не обязательно четко установленные правилами предметы одежды. Но, в то же время, следует помнить, что школа – место получения знаний, а не дискотека, где поразить окружающих ярким нарядом – чуть ли не главная задача. Поэтому в школе будущего оговорены рамки, которых стоит придерживаться, одеваясь, но они довольно широки.
Множество споров сейчас по форме аттестации выпускников. И сделать выпускника по-настоящему грамотным поможет возвращение к традиционной форме – личному общению преподавателя с учеником. Нет, не с роботом, и даже не с компьютером – именно живым человеком. Малоизвестный автор Николай Морозов как-то написал рассказ, в котором представил, что будет в школе, в которой экзамены, контрольные и все прочее будут принимать роботы. Мораль рассказа в том, что робота можно обмануть, причем несколькими способами. А ведь задача образования вовсе  не в том, чтобы учить обманывать. Умение формулировать свои мысли, высказывать их, говорить именно то, что думаешь, причем ясно и логично – то, что не доступно без личного общения с преподавателем.
А в конце можно немного пофантазировать. Иногда просто жалко видеть учеников начальной школы, у которых ранец за их спиной немногим уступает размерами хозяину. И, поверьте, в них ничего лишнего. В школе будущего такой проблемы нет. Все учебники, тетради, справочные материалы умещаются в одном устройстве. Персональный сенсорный компьютер, по размерам не превышающий школьный учебник, а в свернутом виде так и вовсе умещается в карман. Нужные учебники берутся из единой библиотеки, которая имеется в каждой школе. Выполнять записи можно прямо там-же, специальной ручкой. И никаких исписанных учебников, забытых тетрадей, изнурительной предучебной подготовки к школе. Независимо от погоды, в школе всегда чисто, но не благодаря работе технического персонала, а благодаря специальным материалам, которыми покрыты пол, стены и потолок всех помещений. Материал впитывает в себя всю грязь, оставаясь кристально чистым. Покрыт он красивыми узорами, которые меняются день ото дня, а может, и ежечасно. Внутреннее убранство школы преображается неузнаваемо за считаные минуты. В классах удобные парты и сиденья, принимающие форму человеческого тела, от чего сидящий на них не устает, а наоборот, расслабляется. Между учениками и учителями взаимное уважение, нет конфликтов, ведь все понимают – это пережитки прошлого. Чтобы добраться до школы, да и вообще до любого место – нет необходимости совершать долгие поездки, достаточно выйти из дома и зайти в кабину транспортатора – и вы оказываетесь в школе за считаные секунды. Изучение небесных тел – Луны, Марса, и других планет осуществляется непосредственно на их поверхности. Чтобы побывать в невесомости, достаточно пойти в любой спортивный зал. Древние животные, растения, динозавры могут быть рассмотрены непосредственно, в специальных парках, где воссозданы все когда-либо существовавшие существа. Период истории начала XXI века рассматривается как начало стремительного взлета человечества вверх по эволюционной лестнице.
Что из этого осуществиться? Хотелось бы, чтобы как можно больше. И пока будущее человечества – дети – не захотят сами перемен, действительно больших перемен, мы будем далеки от того, что я представил для себя как “Школа будущего”.

____________     Рогов А.Ю., учитель информатики МАОУ СОШ №153

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.