В настоящее время переход на свободное и открытое программное обеспечение (СПО) является не только “идеей” и методом экономии денежных средств, но и насущной необходимостью. Аналитики разного уровня признали свою ошибку в недооценивании масштаба использования такого ПО и вынуждены констатировать его бурный рост. В рамках национального проекта “Образование” также был выбран курс на постепенный отказ от закрытого ПО и переход на СПО.
Для решения поставленной задачи необходимо следовать определенной методике, которая позволит осуществить переход с минимальными потерями.
Методика основана на стандартных принципах разработки и модернизации, применяемых в любой отрасли промышленности, но адаптирована для конкретных нужд. Вот ее основные шаги:
- Обследование существующего положения в учебном заведении. Установка СПО и в частности Linux сопряжена с двумя трудностями — наличие не поддерживаемого оборудования (принтеры, “старые” компьютеры) и отсутствие адекватной замены или несовместимости используемого ПО (CAD системы, системы распознавания текстов и т.п.). Поэтому необходимо провести инвентаризацию имеющегося парка компьютеров и установленного на них ПО и определиться с теми компьютерами, которые вызовут проблемы при переходе. Также на этом этапе решается задача определения наличия лицензионного ПО, которое стоит на машинах, определение круга задач, решаемых с помощью данных компьютеров и техники и построение полной спецификации компьютерного парка.
- Выработка концепции перехода. На данном этапе необходимо определиться с принципами перехода: полный переход на Linux и СПО или частичный переход с использованием как закрытого так и открытого ПО. Необходимо руководствоваться как денежными средствами образовательного учреждения, так потребностями учебного процесса. После этого может быть составлена концепция, отражающая основные положения по переходу, которая должна быть доведена до всех заинтересованных лиц.
- Специализированные структуры по внедрению и поддержке СПО. Так как переход – это мероприятие не одного дня, то желательно наличие в составе учебного заведения сотрудника, который сможет решать текущие проблемы перехода. В рамках “школьного проекта” в каждом общеобразовательном учреждении появился как минимум один обученный преподаватель, способный провести установку и настройку СПО. При наличии денежных средств рекомендуем воспользоваться помощью компаний, предоставляющих услуги по внедрению и технической поддержке СПО.
- Проведение обучения преподавателей и сотрудников. Для того, что бы СПО эффективно применялось в учебном процессе, стоит провести обучение преподавательского состава и ключевых сотрудников, заинтересованных в использовании новых технологий. Обучение может провести либо специалист, прошедший обучение в рамках “школьного проекта” либо представители учебных центров, имеющих курсы по СПО.
- Составление плана поэтапного внедрения СПО в учебный процесс. На этом этапе требуется составить развернутый план перевода учебных классов и подразделений образовательного учреждения на СПО. Развертывание СПО должно вестись “по нарастающей”, в первую очередь оно должно устанавливаться на машины, для которых анализ показал 100% безболезненную установку. Перевод хотя бы 50% из существующего парка будет уже считаться успешным началом. В последнюю очередь стоит переводить “проблемные” машины или компьютеры с предустановленными лицензионными Windows или MacOS. Также обязательно нужно предусмотреть установку отдельных серверов для репозиториев, обновлений и копий образов мастер-дисков или профилей установки. Один сервер без проблем может обслуживать всю инфраструктуру школы или вуза (до 100-150 машин). Также стоит учесть обязательное наличие подключения к интернету сервера обновлений для поддержки системы в актуальном состоянии по безопасности.
- Переход. На этом этапе выполняются работы технического характера по установке и настройке СПО. Желательно, что бы установку проводил либо специалист, прошедший обучение, либо сотрудники компании, предоставляющей услуги по внедрению.
Если Вами принято решение о переходе на СПО, то возникают вопросы: с чего начать в первую очередь, какие ресурсы понадобятся и во сколько это обойдётся? В этой статье мы ответим на первый вопрос.
Для реализации перехода на СПО необходимо следовать рекомендованной последовательности (см. Методические рекомендации по внедрению и использованию свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях Российской Федерации)
Первым шагом будет регистрация на портале www.spohelp.ru. Это даст возможность получить полную поддержку официального портала СПО, задать необходимые вопросы, получить на них ответы а также познакомиться и пообщаться с коллегами из разных уголков нашей страны. Для этого необходимо иметь под рукой регистрационную карточку из пакета “Первая Помощь”.
Вторым шагом будет проведение обследования имеющегося оборудования на предмет совместимости с СПО. Практически это выглядит так: обследуется каждая рабочая машина и фиксируется конфигурация компьютера:
- Процессор, материнская плата (наименование, тактовая частота);
- Графическая подсистема (наименование, объём видеопамяти);
- Размер жёсткого диска;
- Специализированное оборудование (интерактивные доски, принтеры, сканеры и т.д.).
После проведения этой процедуры можно принять решение о типе ОС Linux, которая наиболее удачно подойдёт под имеющуюся конфигурацию конкретно для каждой машины. Проведение этого шага необходимо, так как это гарантирует корректную работу всего оборудования и исключение дальнейших затрат времени и денег на переустановку системы и перенастройку оборудования.
Третьим важным шагом будет проведение опроса преподавательского состава о том специализированном программном обеспечении, которое необходимо для комфортной работы школьного учителя. Это позволит определить необходимый пакет программного обеспечения для учебного процесса в рамках действующей школьной программы и исключает временные и материальные затраты на доустановку и переустановку ПО. Например, если используется специализированное ПО, которое не устанавливается или не запускается в Linux, это повлечёт обратную установку Windows с соответствующими затратами и потерями.
Четвёртым шагом будет приобретение и настройка школьного сервера. Этот шаг можно пропустить, если сервер уже имеется, но если его нет и никогда не было – этот пункт является обязательным (вне зависимости от принятого решения о переходе на СПО). Установка сервера даёт следующие возможности:
- Возможность централизованного доступа к ресурсам Интернет, и контроля потребления трафика с возможностью блокировки доступа к нежелательным ресурсам;
- Возможность создания школьной локальной сети, которая предоставляет средства обмена мгновенными информационными сообщениями между преподавателями и директором, организации внутренней корпоративной почты;
- Возможность хранения всех учебных материалов на сервере и централизованного авторизованного доступа к ним;
- Возможность организации документооборота: приказы и распоряжения, письма из департамента образования, расписание, электронные журналы и отчёты;
- Возможность стабильной работы программы 1С:Управление школой;
- Возможность использования одной копии антивируса для защиты информации на сервере.
- Возможность удалённого администрирования (т.е. без выезда на место): установка программ, сервисное обслуживание ПО, настройка и разрешение различных проблем, связанных с работой сервера и локальных машин;
- Возможность полноценной работы “слабых” и морально устаревших машин через службу терминалов сервера и многое другое.
Пятым шагом будет подключение всех имеющихся компьютеров к локальной сети, их регистрация на сервере, архивация данных с локальных машин на сервере.
Шестым шагом является установка Linux-систем на локальных компьютерах на основании данных, полученных на шаге 2. Подключение к серверу, установка и настройка специализированного ПО, разворачивание школьной почты и службы мгновенных сообщений на основе технологии Jabber.
Седьмой шаг: обучение преподавательского состава по работе в Linux-системах, OpenOffice, специализированных программах по предметам. Практика показывает, что Linux-системы являются очень дружелюбными и доступными для обучения. Для полноценного привыкания к системе достаточно двух недель.
В следующей статье мы рассмотрим вопрос: какими силами осуществлять переход на СПО и какие ресурсы для этого необходимо задействовать?
Для воплощения перехода на СПО в жизнь необходимо привлечь специалистов. При реализации этого этапа важно определить, кто именно это будет делать, так как неудачный выбор может повлечь за собой срыв всех сроков и дополнительные материальные затраты. Цель данной статьи рассмотреть все возможные варианты и дать представление о сроках и видах выполняемых работ.
В методических рекомендациях по переходу на СПО сказано, что осуществлять переход можно как собственными силами, так и силами привлечённых специалистов. На сегодняшний день можно выделить следующие категории специалистов:
- Специализированная компьютерная фирма;
- Собственный преподаватель информатики или преподаватель по другому предмету, разбирающийся в компьютерах;
- Индивидуальный предприниматель, осуществляющий комплексное обслуживание школы в рамках оговоренной абонентской платы;
- Штатный системный администратор;
- Учащиеся, разбирающиеся в компьютерной технике и быстро обучающиеся новому.
Привлечение учащихся затруднительно по причине сложности выплаты вознаграждения, низкой степенью ответственности и высокой занятости в процессе обучения, поэтому наиболее вероятны первые три категории. Кого лучше выбрать? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо определить плюсы и минусы. Для этого проведём анализ сильных и слабых сторон оставшихся групп.
Категория |
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Индивидуальный предприниматель |
|
|
Преподаватель информатики |
|
|
Штатный администратор |
|
|
Специализированная компьютерная фирма |
|
Если проанализировать все плюсы и минусы, то выбор для гарантированного достижения результата и внедрения СПО в кратчайшие сроки падает на компьютерную фирму. Наиболее целесообразно использовать смешанную схему: компьютерная фирма протягивает и настраивает сеть в присутствии преподавателя информатики, устанавливает сервер, производит настройку двух-трёх рабочих станций. Далее преподаватель самостоятельно может производить установку и настройку ОС Linux на рабочие машины в классах, не затрачивая времени на самостоятельное изучение и наработку опыта администрирования, так как фирма оказывает ему консультационную поддержку. И затем фирма производит установку и настройку специализированного ПО, драйверов специализированного оборудования. Установку и настройку бухгалтерии под Linux. На ближайшую перспективу оговаривается абонентское обслуживание и заключается долгосрочный договор.
Возможность централизованного доступа…
Возможность создания школьной локальной сети…
Возможность хранения всех учебных материалов …
Возможность организации документооборота…
Возможность стабильной работы программы 1С:Управление школой;
Возможность использования одной копии антивируса…
Возможность удалённого администрирования …
Возможность полноценной работы «слабых» …
Какие конкретные шаги вы осуществили и что внедрили, например, на базе какого продукта у вас почтовый сервер? или этот текст так копипаст? Что там про абоненское обслуживание и долгосрочный договор?
Частично, информация с другого ресурса.
Из этого у нас реализовано на базе сервера на Ubuntu централизованное хранение инфомрации на сервере, репозиторий обновления Ubuntu и локальный сервер обновления Касперского. Это то, что требуется в школе.
Информация для школы применима только частично, больше это относится к организациям, конечно.