Эта запись открывает цикл постов на тему создания школьного сервера. Сначала рассмотрим теоретический аспект необходимости сервера в школе вообще и задач, которые возлагаются на него. Сразу оговорюсь, что в каждом образовательном учреждении могут быть свои потребности, своя структура сети, свои специалисты. Я беру лишь конкретный пример того, как это реализовал я. Надеюсь, это поможет другим людям не делать тех ошибок, которые пришлось преодолеть мне.
Первое, что необходимо сделать, это определить, для чего нужен сервер. По определению,
Сервер (SERVER) – высокопроизводительный персональный компьютер, выполняющий определенные функции обслуживания вычислительной сети.
Конечно, в простых случаях роль сервера может выполнять и обычный пользовательский системный блок. Но если планируется большая нагрузка, то без специализированного компьютера не обойтись.
Конфигурация нашего сервера:
12 Гб ОЗУ
Intel Xeone
2,5 Tb HDD
Чтобы определиться с функциями сервера, нужно обратиться к “не образовательной” области, посмотреть, чем занимается сервер там.
К основным функциям сервера относят:
- Централизованное управление доступом к информации.Суть в структурировании системы хранения данных по уровням доступа, в результате вы получаете систему, где: каждый пользователь имеет доступ только к определенной информации; на каждом ресурсе возможно сохранении только тех данных, которые определены политикой безопасности; имеется возможность протоколирования любых событий доступа к информационным ресурсам; вся хранимая информация четко упорядочена.
- Файл-сервер.
Все рабочие файлы хранятся на сервере. Доступ к ним для различных пользователей и групп пользователей можно ограничить. Более того, теперь будет не важно, что работник на компьютере которого лежали важные документы заболел или ушел в отпуск. Необходимые файлы лежат на круглосуточно работающем сервере! Кроме этого, на сервере можно хранить резервные копии данных со всех компьютеров сети, что уменьшит риск потери критических данных. - Единая точка выхода в сеть Интернет.
Интернет-шлюз на базе сервера. При увеличении числа пользователей, которым необходим выход в сеть Интернет, – это единственный грамотный выход. Это позволит более эффективно защитить сеть от угроз извне, таких как: вирусы и взлом. На сервере может быть установлено соответствующее программное обеспечение, которое будет отсекать вирусы и попытки проникновения в вашу сеть из Интернет.Создание такого Интернет-шлюза позволит также более эффективно контролировать Интернет-траффик и активность сотрудников в сети с протоколированием всех адресов, запрошенных пользователями и их действий. - Почтовый сервер.
Очевидно, что электронная почта стала одним из главных инструментов в современном бизнесе. Многие организации предпочитают иметь свой собственный почтовый сервер. Во-первых, таким образом проще контролировать переписку своих сотрудников, а во-вторых, при надлежащем уровне обслуживания, – это намного безопаснее. Разумеется, огромную роль играет и имидж. Солиднее выглядит та организация, служащие которой пользуются не бесплатными почтовыми ящиками, а имеют корпоративный почтовый ящик. - Создание единого информационного пространства.
В настоящее время, в условиях усложнения организационной структуры организаций, увеличением видов их деятельности и потоков работ актуальна необходимость объединения всех применяемых в организации (причем, как в головном офисе, так и в филиалах, дочерних компаниях и в других структурных подразделениях) информационных систем в единое информационное пространство. Перечислим основную общую структуру верхнего уровня такого пространства: система электронного документооборота (СЭД) с обязательной поддержкой основных процессов общего и частного (кадрового, конфиденциального) делопроизводства, обеспечивающая полный жизненный цикл работы с документом – от создания его проекта до помещения в ведомственный архив организации; система автоматизации бизнеспроцессов (Workflow), обеспечивающая решение общих, типовых задач, возникающих в процессе жизнедеятельности организации; система управления взаимоотношениями с клиентами, или Customer Relationship Management (CRM), осуществляющая поддержку всего цикла работы с клиентом (от первого контакта до контроля дебиторской задолженности контрагента и лимита на отгрузку продукции); шлюзовый модуль, обеспечивающий пересылку и обмен данными между программными системами верхнего уровня. В верхний уровень может также входить достаточно большое количество разнообразных программных систем, назначение и особенности работы которых определяются спецификой организации. - Централизованное обновление антивирусных баз и управление системными обновлениями.
Серверные технологии позволяют обновлять антивирусные базы на рабочих станциях автоматически и централизованно. Во-первых каждому отдельному компьютеру в вашей сети не нужно скачивать обновления для себя отдельно. Скачиваются они только один раз – на сервер, после чего распределяются по локальным машинам. То же относится и к обновлениям систем. Таким образом очень сильно экономится трафик и время ИТ-отдела, что позволяет уменьшить количество специалистов, которым нужно платить зарплату. - Одновременное использование документов и их коллективная разработка.
- Корпоративная система поиска.
- Сервер терминалов.
Последние три пункта без комментариев, поскольку реализовывать их в школе необходимости нет.
Все остальные пункты, так или иначе, вполне могут быть востребованы в школе. Сделаю тут одно замечание. В частном случае создание единого информационного пространства включает в себя и почтовый сервер, и централизованное управление доступом к информации. И реализовываться это будет именно таким образом.
Как видно, практически все функции сервера, реализуемые в коммерческих организациях, востребованы и в школе.
Литература:
- АВК. Функции сервера. http://www.avk-company.ru/articles/11/
Доброго времени суток!
Делали Вы технико-экономическое обоснование закупки сервера для школы?
Сервер у нас очень давно, на тот момент этого не надо было делать.
Xenon наверно очень яркий процессор :)
хах, не я один это заметил))) одна опечатка, а смысл целиком у автора меняется))
ну вот, спустя 6 лет я понял что написал не так)