В 2024 году я принял участие в этом конкурсе и стал победителем, поэтому хочу из первых рук поделиться информацией о том, как это было.
Запись урока по версии нейросети
Завершающая часть конкурса – это видеозапись фрагмента урока. Кратко, задание звучит так:
Снимите фрагмент вашего урока по математике, информатике или физике в старших классах, который отражает методы и формы работы с учениками. Длина видео — не более 15 минут.
Выбирать надо из числа 9-11 классов. Я решил провести урок в 10 профильном информационном классе, в котором 4 часа информатики в неделю. На период записи урока попадала тема “Системы счисления”, в которой можно и интересное что-то узнать, и ученикам дать возможность проявить себя у доски.
Для меня, как для учителя, самое сложное тут – это уложиться в 15 минут. По требованию, монтаж видео допустим, если это не нарушает ход урока. Поэтому я просто снял весь урок (40 минут) и потом брал оттуда отдельные фрагменты.
Как вообще организовать запись урока? Конечно, в конкурсе допускаются записи, сделанные самым простым образом: например, на смартфон. Для этого можно привлечь кого-нибудь из коллег или учеников. У меня уже была в наличии цифровая видеокамера и штатив, так что я просто поставил их в конце класса. Съемка велась в FullHD, запись звука на встроенный микрофон видеокамеры. Просматривая запись, я понял, что все-таки лучше было воспользоваться помощью, и вот почему.
1. По требованиям к видеозаписи, то, что пишут на доске, должно быть видно. Снимал я общий план, который выглядел так
Общий план класса
Для того, чтобы были хорошо видны записи, приходилось на монтаже увеличивать кадр, что приводило к снижению качества.
Увеличение фрагмента видео
Если бы съемку вел человек, можно было бы с помощью оптического зума на камере приближать доску. Если запись ведет человек со смартфона, думаю, он может подходить ближе к доске. Я сделал в нескольких местах просто вставку фотографии того, что было на доске, вроде такого
Догадайтесь, что я хотел сказать этой записью?
2. Звук. От места съемки до доски порядка 7-9 метров. И ученики находятся ближе к камере, поэтому звук учителя не так хорошо слышен, как звук учеников. На этапе монтажа можно поднять громкость, до приемлемой, но не на всем протяжении видео так получилось сделать.
Когда я принял решение записать все 40 минут урока, мне казалось это хорошей идеей, я не готовил отдельных 15 минут урока. На этапе монтажа мое мнение изменилось. Вообще, сначала я перепутал время, и вместо 15 минут сделал 20. Это было непросто, убрать время так, чтобы сохранить ход урока. В итоге, получилось сжать в 20 минут. А потом я еще раз перечитал требования к видеозаписи и увидел 15 минут. Оставить из 20 минут 15 оказалось еще сложнее, чем из 40 20. Так что планируйте заранее, какие именно места вы заходите показать.
Чтобы показать разнообразие видов деятельности на уроке, я включил такие элементы:
1. Объяснение учителя. Теория и решение заданий.
2. Фронтальная работа – вопросы классу, рассуждения.
3. Индивидуальная работа у доски – решение заданий.
4. Групповая работа. Ученики придумывали задания для своей мини-группы, решали их и перепроверяли друг друга.
Тут хочется сказать спасибо моим ученикам, специально я их заранее не готовил, просто предупредил что буду вести запись урока для конкурса и попросил внимательного отношения к уроку.
Еще один момент, который возник в процессе подготовки – поскольку мы ведем запись, ученики должны быть согласны на нее. Я сделал документ – согласие на видеосъемку, образец нашел в интернете. Родители учеников подписали это согласие. Конечно, ученики были не против помочь поучаствовать мне в конкурсе, наоборот, активно соглашались, но юридическую сторону не стоит упускать из виду.
Данная статья завершает цикл из 4 статей, посвященных данному конкурсу. Мне хотелось поделиться своим опытом, дать рекомендации тем, кто в будущем будет участвовать. Надеюсь, материал был полезен. Если Вам интересно еще что-нибудь узнать, задавайте вопросы в комментариях.