Исследовательская деятельность в сфере информационных технологий (из опыта работы).

Исследовательская деятельность в сфере информационных технологий (из опыта работы).

Ни для кого не секрет, что сфера информационных технологий признана наиболее быстро развивающейся в условиях современного общества. Практически каждая сфера деятельности человека сейчас так или иначе связана с технологиями. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии (IT) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [1].

Представьте себе современного школьника: он не пойдет в библиотеку, чтобы отыскать необходимую для реферата литературу. Буквально за несколько минут, задав поиск в Интернете, он скачает массу необходимой информации, которую затем попросту скомпонует. Более того, ученики даже домашние задания могут делать в сети Интернет, получая задание, решая его и отправляя на проверку преподавателю.

И становится понятно, что информационные технологии настолько прочно вошли в жизнь человека, что вероятность того, что когда-нибудь человечество от них откажется, очень мала.

В связи со всем вышесказанным, создается впечатление, что и исследовательские работы в данной сфере должны иметь большую популярность. Но тут не все так просто, как кажется извне.

Ученик, изъявляющий желание написать исследовательскую работу в сфере информационных технологий, сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, сама исследовательская работа – это деятельность на порядок сложнее, чем обычная учебная деятельность. И требует она знания, далеко выходящего за рамки школьного курса предмета. И даже если у ученика появляется идея, хорошая идея, реализовать ее он не в состоянии. И как сказал Ушинский, “расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию”. Поэтому такая ситуация только побуждает интерес ученика к исследованию.

Во-вторых, научный руководитель должен быть достаточно компетентен для руководства работой. Федеральные стандарты нового поколения активно используют категорию “компетенция”. Из профессиональной сферы известно, что компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. И особенность сферы IT состоит в том, что, как правило, в определенной  теме не так много людей, разбирающихся профессионально.  Никто не может проверить качество работы, выступить в качестве  советчика и помощника, особенно это касается образования, поскольку обычный учитель не обладает профессиональными навыками IT-специалиста. И выходов тут несколько. Возможно привлечение в качестве руководителя человека со стороны, из профессиональной области информационных технологий. Данный вариант, несомненно, имеет свои плюсы. Но найти такого человека весьма и весьма не просто. Остается второй вариант – личная заинтересованность, стремление к саморазвитию, собственная исследовательская деятельность учителя. И тут я согласен с Коменским, считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

В третьих, это проблема мотивации. Некоторые ученики охотно принимаются за работу, имеют уже какие-то свои идеи. И тут задача руководителя направить ученика в нужное русло, помочь дополнительным материалом, предложить свои способы реализации проекта, обосновав их преимущества и недостатки. Еще одна ситуация – когда ученик не обладает нужными знаниями, но имеет желание попробовать свои силы. Скорее всего, идею и проблему придется подбирать руководителю, поскольку самостоятельно найти это ученику не под силу. Слабомотивированным ученикам предлагать выполнение работы в сфере информационных технологий нет смысла, поскольку сложность работы сразу отпугнет ученика.

Условно, исследовательские работы в сфере IT можно разделить на несколько групп [2]:

  1. Разработка электронных средств обучения с целью повышения качества образования;

  2. Изучение различных программных продуктов, не включенных в образовательный стандарт и создание проектов с их использованием;

  3. Создание собственного программного продукта, имеющего реальное практическое применение;

  4. Исследование конкретной проблемы и поиск вариантов ее решения.

За 4 года, что я являюсь научным руководителем исследовательских работ, нам довелось писать работы по всем четырем направлениям. И сказать, какое из них более интересно, важно или выигрышно я затрудняюсь. Ученики у меня тоже были разные. У каждого были свои интересы, знания и способности. Объединяло их лишь одно – тяга к исследованию, созданию чего-то нового. А это как раз то, что отличает исследователя от обывателя.

Список литературы

  1. Определение информационных технологий. http://kon-maksim.narod.ru

  2. Научно – исследовательская деятельность со студентами в рамках внедрения ФГОС (из опыта работы). http://www.informio.ru/publications/id511/Nauchno–issledovatelskaja-dejatelnost-so-studentami-v-ramkah-vnedrenija-FGOS-iz-opyta-raboty

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.